ВВЕДЕНИЕ К "КНИГЕ НАСЛАЖДЕНИЯ"

Кеннет Грант



Впервые опубликовано в «Книге Наслаждения», 1975

Остин Осман Спэр родился в Сноухилле, Лондон, в 1886 году. За исключением Уильяма Блейка, Джона Мартина, Аубрея Бердслея, Сидни Сайма и некоторых других, Англия не дала свету художника, который мог бы сравниться со Спэром в его необыкновенных способностях и художественной плодовитости.

Спэр был не только художником; он написал четыре книги о том, что сам он называл символической магией – Книга Наслаждения (1909 – 1913), Средоточие Жизни (1918 – 1921), Проклятие Зос (1924) и Книга Живого Слова Зос (1951 – 1956), сборник афоризмов и магических формул, которая по-прежнему остается неопубликованной [1].

Спэр опубликовал некоторые из своих работ в таких книгах как Земляной Ад (1905), Книга Сатиров (1907) и в некоторых периодических изданиях. Он также проиллюстрировал несколько книг других писателей, но четыре книги, которые были упомянуты выше, - это все что сохранилось из его пространных оккультных изысканий. В них прослеживается развитие любопытной системы магии, которой он занимался вплоть до своей смерти в 1956 году. Тем не менее, эти книги были всего лишь знаками препинания, паузами в неизменном потоке художественного творчества, который занимал все его мрачное, внешне лишенное каких бы то ни было событий, нищенское существование.

Хотя у Спэра и не было конкретного учителя в том, что касалось его художественной деятельности [2], у него был учитель – возможно, гуру в данном случае более подходящее слово – в «магическом» смысле. В течение своих самых впечатлительных лет обстоятельства свели его с настоящей ведьмой, таинственной Миссис Патерсон, которая поддержала его и посвятила в таинства своего ремесла. Спэр был крайне немногословен во всем, что касалось Миссис Патерсон. Все, что мне удалось вытянуть из него за восемь лет дружбы, так это то, что она была очень старой, когда он ее встретил, и что она претендовала на родственную связь с линией Салемских ведьм (Новая Англия), которых Коттон Мазер не смог истребить.

Спэр не ладил со своей собственной матерью и смотрел на Миссис Патерсон как на свою «вторую маму». То немногое, что он упоминал о ней, объясняет большую часть его работы и его пожизненную привязанность к оккультному. Она обладала способностью по своему желанию перевоплощаться в соблазнительную женщину: это она сделала в его присутствии в доказательство своих магических способностей [3]. Кроме того, она дала ему ключи, посредством которых он получил доступ к Шабашу ведьм, подлинному внеземному событию, по сравнению с которым известная версия – всего лишь фальшивая и гротескная пародия. Именно в течение его экзальтаций в то самое измерение, в котором происходило это действо, Спэра обучили методам исследования подсознательного с использованием чувственных символов и алфавита желаний, описанного в его Книге Наслаждения. Эти методы, однажды продемонстрированные, должны были быть снижены до обыденного уровня и «заземлены», и этот процесс их объединения с собственными творческими методами занял у Спэра несколько лет.

Книга Наслаждения представляет собой первые смутные изыскания Спэра в подсознательных областях, которые он более подробно исследует в своих следующих книгах. Следует помнить, что в учении, которое он получил на Шабаше, не было ни слова о Зос и Киа – Воображении и Воле. Природа учения была чисто практической и магической. Именно Спэр соединил колдовскую практику с доктринами Ни-Ни и Атмосферного «Я», которые он объяснил с фантастической ловкостью. Появлению этих доктрин он обязан своим ранним изысканиям, так как Спэр был всеядным во всем, что касалось чтения; и некоторые из его явных влияний – от Лао Цзы до Алистера Кроули – без труда различимы.

С Кроули судьба свела Спэра в 1910 году, когда он стал членом Argenteum Astrum [4], вскоре после того как пожертвовал некоторые из своих работ для периодического издания Кроули The Equinox [5].

Спэра называют одним из первых сюрреалистов. Он визуализировал иррациональное и извлекал свои видения прямо из подсознательного слоя психики. Он был способен пробудить первобытные центры сознания при помощи формулы атавистического возрождения, которую лишь нескольким художникам – и еще меньшему количеству оккультистов – удалось реактивировать безнаказанно для своей работы или для самих себя.

Книга Наслаждения содержит уникальный метод обретения контроля над подсознательными энергиями, скрытыми в человеческом сознании в форме первобытных атавизмов. Вполне понятно, что если такую энергию удастся перехватить и направить в определенное русло, то с ее помощью можно будет достичь созидательных или деструктивных результатов, по своему масштабу безмерно превышающих что-либо, достижимое сознанием в более ограниченном состоянии, которое характеризует бодрствующий разум. Но подсознательное не следует сознательным указаниям, так как оно основано на чувствовании, а не на мышлении. Следовательно, если проникновение в подсознательное необходимо, то тактильные и визуальные методы должны использоваться вместе с оживляющим потоком воли и желания. Такой процесс должен быть символически определен, и его цель неосознанно сформулирована, так как «желание не осуществиться до тех пор, пока оно не станет подсознательным…». Суть метода состоит в том, что необходимо обойти сознание и посадить зерна желания непосредственно в почву подсознательного. Именно к такому завершению Спэр и подводил свою систему чувственных символов, обладавших тайным смыслом и составивших «священный» алфавит желаний, каждая буква которого «в своем графическом аспекте соотносится с половым принципом…». Из этого алфавита можно составить слова таинственного языка чувствования, который материализует образы желаний.

Спэр верил, что иероглифическое письмо древних (египетские иероглифы и письмена американских индейцев) – это отголоски оккультного языка. На мысль, что египтяне практиковали форму колдовства, используя метод, схожий со спэровской формулой атавистического возрождения, наталкивает тот факт, что иероглифы обычно зооморфны.

Известно, что жрецы античности на время проведения ритуала использовали маски в виде звериных голов для достижения магического эффекта. Также, когда дремлющие силы были разбужены, маг был потрясен до самых оснований своего существа, когда проявлял атавизм, который вызывал посредством своих заклинаний. Конвульсии тибетских медиумов; странные явления одержимости злым духом, обычные для большинства людей античности, подтверждают теории Спэра. Подтверждением также является и тот факт, что в таких случаях некие космические силы овладевают человеческим телом и позволяют магу проявлять нечеловеческие способности.

Главной движущей силой формулы атавистического возрождения является – как можно догадаться – форма сексуальной магии. Адепты древности скрывали этот процесс от глаз профанов (тех, чье безрассудство могло их уничтожить), так как такие атавизмы, однажды высвобожденные, порождают магическую одержимость, и ход событий уже невозможно повернуть вспять, как невозможно обратить поток семени в момент извержения. Если маг не в состоянии контролировать силы, которые он вызывает, или если он не может позволить им беспрепятственно хлынуть в область сознательного, то он обречен на неминуемую смерть или безумие.

Секрет этого колдовства аналогичен тому, чему обучал Кроули в своем Ordo Templi Orientis (O.T.O.), где это было – да и по-прежнему остается – средством получения магической силы и доступа к нечеловеческим измерениям и средством общения с обитателями других миров.

Спэр утверждал, что он общается с некими внеземными разумными существами и сознательным силами, обладающими сверхчеловеческими мощью и знаниями. Он часто ссылался на Черного Орла [6], который вдохновил его на многие «магические» рисунки. Черный Орел, по-видимому, является концентрацией некоего зловещего внепространственного потока, который, согласно Г.Ф. Лавкрафту [7], был возрожден в своей изначальной форме ведьмовскими культами Новой Англии. Возможно, Черный Орел был вторым Я (Альтер Эго) Миссис Патерсон, так как именно вскоре после ее смерти этот поток стал проявляться в работах Спэра.

Что бы ни было причиной гениальности Спэра – Миссис Патерсон, Черный Орел или один из огромного количества духов-хранителей, которыми он был обычно окружен – факт остается фактом, что Спэр создавал множество своих работ в измененных состояниях сознания или состояниях транса, в который он мог входил самостоятельно. Он не был медиумом в обычном смысле этого слова. Так же нельзя сказать, что он создавал свои автоматические рисунки так, как медиумы записывают свои автоматические тексты на спиритических сеансах. Вернее будет сказать, что Спэр передавал через себя свои рисунки также, как Книга Закона и другие магические тексты были переданы через Алистера Кроули [8], т.е. он вступал в контакт, сознательно и магически, со сверхчеловеческим Разумом.

Перед своей смертью, когда Спэр вел более или менее затворнический образ жизни в трущобах Дикенсиан на юге Лондона, его спросили, сожалеет ли он о своем одиноком существовании. «Одиноком!» - он воскликнул и взмахом руки обозначил толпу невидимых элементалей и духов-хранителей, которые были его постоянными спутниками; все, что ему нужно было, это резко повернуть голову, чтобы увидеть мимолетную вспышку их едва различимого присутствия.

Я описал некоторые моменты отношений Спэра с его духами-хранителями в «Магическом возрождении», но тем, кто читал «Книгу Наслаждения» не потребуется много усилий, чтобы вообразить, как выглядели эти существа. Воображение – очень важное слово, ведь магия Спэра является формой подлинной фантазии и воображения, формой «снов наяву». Он превознес воображение над всеми другими способностями и утверждал, что «мечты обретут свою плоть», если человек полностью овладеет способностью воплощать их в жизнь. Именно здесь хранится ключ к его магии – это способность «визуализировать свои чувства» и делать мир воображаемого видимым для стороннего наблюдателя.

Августус Джон говорил о Спэре как об одном из величайших художников своего времени, а многими годами раньше Джон Сингер Саргент, Дж.Ф. Уотс, Джордж Бернард Шоу и другие превозносили его теми же словами.

Спэр отослал копию своей «Книги Наслаждения» Зигмунду Фрейду, который описал ее как одно из самых существенных откровений о механизмах подсознания, которое появилось в современном мире.

Каким бы существенным ни был вклад Спэра в искусство и психологию, его вклад в практический оккультизм уникален, так как именно он открыл метод материализации мира мечты под полным контролем сознательной Воли.

КЕННЕТ ГРАНТ

День зимнего Солнцестояния 1974 e.v.

Примечания:

1. Под заголовком «Зоэтический Гримуар Зос». «Зос» было «магическим» именем Спэра. Сборник этих афоризмов, вместе с введением к Спэру и его творчеству должен быть опубликован в скором времени в издательстве Frederick Muller Ltd., Лондон, под заголовком «Видения и пророчества Остина Османа Спэра» Кеннета Гранта.

2. Он был студеном Королевского Колледжа Искусств в Кенсингтоне, Лондон.

3. Похожий феномен произошел в присутствии Алистера Кроули, когда старая ведьма перевоплотилась в «молодую женщину чарующей красоты» в целях вампиризма. См. «Признания Алистера Кроули» (ред. Симондс и Грант), глава 42, Джонатан Кейп, Лондон, 1969.

4. Орден Серебряной Звезды.

5. Эквинокс, «Энциклопедия Инициации», вышло одиннадцать номеров, десять из которых были опубликованы между 1909 и 1913 годами. Были воспроизведены лишь две из работ Спэра. См. Эквинокс, том 1, номер 2, страницы 140 и 161.

6. См. «Магическое возрождение» (Frederick Muller Ltd. 1972), иллюстрация на странице 149, в качестве репродукции образа Черного Орла Спэра, нарисовано в 1946 г.

7. Говард Филлипс Лавкрафт (1890-1937). Писатель из Новой Англии, чьи рассказы содержат описания общения с внеземными существами.

8. См. «Признания Алистера Кроули».


Перевел Sol Invictus © DEVIUS 2005

афганистан шинданд
Сайт создан в системе uCoz