ПИСЬМО ИЗ ГЕРМАНИИ № 2

Frater U:.D:.



Во втором письме сделан акцент на более современных аспектах магии в немецкоязычных странах. Довоенная ситуация в магическом сообществе была крайне разнообразной: пестрая солянка нетрадиционного франкмасонства и теософии; йоги; астрологии (такого интеллектуального калибра, который еще не был превзойден, если мы можем доверять английским экспертам, таким, как например Эллис Хоув); "Mazdaznan", псевдойоговский религиозный культ, зародившийся в США, основателем этого культа со множеством диетических правил и мощным упором на физические упражнения и пранаяму, был Отто Ханиш. Корни этой религиозной традиции ведут к иранскому зороастризму. О "Mazdaznan" все еще говорят, что он существует в некоторых медвежьих углах Западного мир; телемитские ложи O.T.O. и других кроулианцев; Братство Сатурна (Fraternitas Saturni, FS); Орден Мастеров Ментального Строительства (под руководством Ра-Охмира Квинцчера), который позже соединился с FS; разнообразные группы "крови и почвы" (часто весьма крошечные организации, чье влияние было соизмеримо с их фактическим размером), претендовавшие на руническое знание и расово-арийский мистицизм, наиболее известным из них был Общество Гвидо фон Листа (в него входил и Орден Armanen) и Ариософский Орден Нового Храма Джарга Ланца фон Лебинфилса (ONT); и помимо всего этого - обычная шушера, стремящаяся к смутным "духовным" или "зотерическим" целям с сильным восточным уклоном, - все это я перечисляю для того, чтобы обозначить главных действующих лиц того времени.

С приходом к власти Гитлера и национал-социалистов, все "тайные ордена", - действовали ли они на самом деле тайно, или были "тайными" только в соответствии с требованиями, запрещавшими их существование наряду с политическими партиями (за исключением, конечно, нацистской партии), - были вынуждены уйти в подполье. Этот процесс завершился к 1935 году. Некоторое время репрессии не затрагивали ассоциации астрологов, которая в 1937 году даже входила в союз рабочих. Правда, лишь до тех пор, пока их также не распустили и не начали преследовать. Это случилось в 1941 году после неудачного полета Рудольфа Гесса в Англию, спланированного его личным астрологом-консультантом. В очередном письме я остановлюсь на теме нацистского оккультизма подробней. Здесь же считаю достаточным упомянуть, что с 1935 года магии в Германии и Австрии был нанесен серьезный урон, от которого она не могла оправиться даже спустя многие годы после окончания войны.

Грегор A. Грегориус (1888-1961), берлинский продавец книг, более известный под именем Еугена Гроше (я уже упоминал о нем в "Первом письме" как об основателе Братства Сатурна в 1928). Еуген был убежденным коммунистом, за что был арестован и отсидел год при нацистской диктатуре. (Ему пришлось бежать в Швейцарию, а позднее - в Италию, где он был арестован итальянскими фашистами и передан немецким властям по их требованию. Весьма любопытно, что в ордере на арест, выданном Гестапо, указывалась и такая причина для задержания, как "связь с всемирно известным франкмасоном Алистером Кроули").

Сразу после окончания войны он стал "культурным комиссаром" Немецкой Коммунистической партии в тогда существовавшей Советской Зоне (Восточной), в 1948 преобразованную в ГДР, но был выслан по стандартному для сталинской эпохи обвинению - в "буржуазных замашках".

Затем он переехал в Западный Берлин, где открыл книжный магазин и возобновил международные контакты, объединив немало членов FS довоенного периода и только что вступивших в него, а в 1948 он смог воссоздать Братство Сатурна как официальную организацию. В 1950-м Еуген Гроше начал издавать ежемесячник "Практический журнал оккультных искусств", любопытное название, которое предполагает наиболее широкий, энциклопедический взгляд на магическое искусство в западной истории. Журнал открыто продавался в книжных магазинах и одновременно был официальным изданием Братства Сатурна, (специальное приложение было доступно только для членов Братства, и оно содержало информацию о внутренней жизни, включая сообщения об инициациях, членстве, программе работы и т.д.).

Позже журнал стал выходить два в месяц, и так вплоть до 1963 года. К этому времени вышло 164 номера - приблизительно 3,500 страниц текста с иллюстрациями. Григориус редактировал его до самой своей смерти. Но через два года после этого погряз в склоках и ересях, что привело к закрытию журнала. Он никогда не выходил на английском языке (равно как и на любом другом языке кроме немецкого), хотя Стивен Флауар цитировал его тексты в своей замечательной работы "Лед и Пламя" (Llewellyn Publications).

_______________________________

Англоязычный мир был бы изрядно шокирован, если бы мог прочесть его полностью. По правде говоря, статьи здесь тяготели к традиционной магии, а эссе в основном были довольно скучными, как, впрочем, и весь журнал в целом; но никогда раньше (да и после того) западная магия не создавала подобной сокровищницы знаний, превосходящей даже известный "Эквинокс" (Equinox) Алистера Кроули как по объему и разнообразию, так и по практической пользе. Любой, заинтересовавшийся традиционными формами магии, мог отыскать немало интересного. Остается надеяться, что в один прекрасный день кто-то из американских или английских издателей рискнет опубликовать перевод этого журнала.

Но это было не единственное издание ордена. До войны Григориус редактировал журнал "Saturn Gnosis", который вновь начал выходить после войны, когда было заново организовано Братство Сатурна. Он выходит и сегодня, но нерегулярно; Выходили и другие журналы - "Vita-Gnosis" и "Der magische Weg" ("Магическая Тропа"). Однако эти периодические издания распространялись строго среди членов ордена, и их было крайне сложно (и недешево!) достать посторонним.

Сегодня членов ордена значительно меньше, чем в пятидесятых, но не потому что к нему пропал интерес (в период расцвета ордена желающих вступить в него было слишком много), а из-за того, что ужесточились правила инициации. В отличие от O.T.O., братство FS в соответствии со своим Уставом не обязано принимать в свои ряды всех желающих. Поэтому, лишь немногие кандидаты могут претендовать на высшие степени Ордена, и будет правильным отметить, что Братство Сатурна по-прежнему являет собой образец традиционной магической организации в сегодняшнем немецкоязычном мире.

_______________________________

Но у магии много масок. Более молодое поколение магов потеряло интерес к догматическому и традиционному подходу и предпочитает современные методики и идеи. Это относится к тем, кто входит в упомянутую мной "Боннскую группу" магов. С 1979 по 1981 годы они действовали как в рамках официальной структуры, так и индивидуально, активно развивая магическую теорию и практику.

К тому времени, как я с двумя партнерами основал в 1979 году в Бонне книжный магазин "Horus", волна эзотеризма еще только набирала силу. И бизнес в период очевидного повышения интереса к оккультным искусствам был настолько успешен, что ни на что остальное у меня не оставалось времени. В результате группа из четырнадцати человек (мужчин и женщин), интересующихся практической магией, каждую неделю собирались в служебном помещении книжного магазина. Мы условно называли себя "Рабочей группой по экспериментальной магии". Большинство из нас тогда еще только учились в университете (в том числе и я, если не брать в расчет мои занятия книжным бизнесом). Но лишь немногим удалось успешно закончить учебу и получить соответствующие дипломы - по физике, сравнительному литературоведению, индологии, немецкой и английской литературе, сравнительному религиоведению, медицине, психологии и социологии. Только немногие из нас работали в области медицины. Стандарты интеллектуального уровня были довольно высоки, даже если судить по академическим критериям.

Несколько членов группы считались ведущими экспертами, которые накопили более чем десятилетний опыт. Некоторые, вроде меня, только начали работать в сфере практической магии (год или около того). Абсолютных новичков было совсем немного. Наша группа собиралась в первую очередь для практической работы. Нас интересовали разные традиции: система Франца Бардона, "Золотая Заря", франкмасонство, Каббалла, кроулианство, Тибет, Вуду, Викка, неоязычество, шаманизм. Мы экспериментировали с телепатией, гипнозом, выходом в астрал, каббалистическим Древом Жизни, рунической магией, гаданием Таро, магией символов, пытались применять астрологию для практической магии. И ритуалы, ритуалы, ритуалы… Ритуалы в закрытом помещении, ритуалы на свежем воздухе, ритуалы в пещерах и оврагах, в гостиной комнате (лишь единицы могли позволить себе иметь собственные храмы, но тогда они были, как правило, слишком маленькими, чтобы поместились мы все), ритуалы любви и исцеления, смерти и устранения врагов, для забавы и прибыли, ритуалы с использованием наркотиков и без оных, а также огромное количество ритуалов только для того, чтобы получить опыт.

В ходе наших регулярных встреч, кроме совместных практических исследований, проводилась индивидуальная работа, а также работа в маленьких группах, участники которых охотно рассказывали друг другу о своих результатах и обсуждали новые и старые подходы к Черным Искусствам. Прорабатывались самые разные темы из области физики и Телемы, методы транса и магии символов. Мы также обменивались мнениями о системах Кроули и Гурджиева, об использовании галюциногенных препаратов в ритуалах, о синхронистичности и ассоциациях во всем, начиная картами Таро и заканчивая гороскопами, обсуждали сексуальную магию и много чего другого - перечислять все слишком долго. Главным для нас был принцип: "если это работает, то будем использовать, если нет, забудем об этом", сильно выигрывавший в сравнении с догматическим и отсталым подходом, которого придерживались традиционные магические ордена, членом которых не был тогда ни один из нас.

Но все же мы не ставили целью заявить о существовании, практической и теоретической деятельности Боннской Группы как таковой. Все это было скорее ростками той ситуации в немецком оккультизме, которую мы наблюдаем сегодня. К 1982 году встречи прекратились, одни члены Группы уехали, другие потеряли интерес к прежним занятиям, либо сосредоточились на самостоятельной работе. Тем не менее, основной костяк Группы, состоящий примерно из десяти человек, не прекращал работу. Они время от времени собирались, возобновляя свою деятельность в различных формах. В том же году с моей подачи начал издаваться теперь уже ставший легендарным журнал "Unicorn". Он выходил раз в три месяца и содержал статьи по мифологии и практической магии.

Хотя "Unicorn" никогда не имел коммерческого успеха, он не был и убыточным предприятием. В самом первом его выпуске я сформулировал основные принципы того что, сам назвал "прагматической магией ", отличавшейся от "догматической ". Тому, кто пребывал под влиянием (впрочем, также, как и остальные члены Боннской Группы) работ английских и американских авторов семидесятых (особенно Регарди, Конвея, Батлера, Скиннера, Кинга, Гранта, а также переживал впечатление от только что вновь открытого Остина Осмара Спеара), и опирался на собственный опыт практических опытов с разными методиками, не составляло труда проникнуться этим прагматическим духом. И, тем не менее, тогда, о магической деятельности в немецкоязычных странах мало кто слышал. Не будет преувеличением сказать, что мы фактически "создали" немецкую магическую культуру. Возможно, многим удавалось прекрасно работать в одиночку, но только теперь появилась возможность для обмена мнениями. Хотя львиную долю материала для журнала поставляли члены Боннской Группы, и я в том числе, "Unicorn" удавалось заполучить статьи всемирно известных авторов, хотя гонорары были чисто символическими. Кроме того, в журнале появлялись интереснейшие интервью с ведущими современными деятелями оккультизма, вроде Алекса Сандерса, Майкла Харнера и Харлея Свифдера, что помогало и им, в свою очередь, популяризовать собственные идеи.

Журнал прожил три счастливых года. В 1985 году, после того, как вышло 13 выпусков, он перестал издаваться. Участие читателей и доверие к журналу были необычайно высоки - что в какой-то мере подготовило почву для его преемника, журнала "Anubis", основанного, редактируемого и издаваемого мной в конце 1985, и в следующем году переданного другому редактору. Этот журнал - все еще существует, хотя издается не так регулярно. К сегодняшнему дню вышло 15 выпусков.

_______________________________

Этот журнал можно рассматривать как попытку освещения магической ситуации. Начиная с первого выпуска "Anubis", я вел здесь специальную колонку под названием "Golems Gossen Glosse" (Комментарии Голема между строк), нечто похожее на колонку "Сплетни Голема" в английской "Лампе Тота" - трудно было бы говорить о всех существующих "междоусобицах", не воспользовавшись сплетнями, т.е., историями из жизни, достаточно яркими и разнообразными, чтобы дополнить необходимую информацию и как следует заинтересовать читателя. Эта колонка вскоре стала самой популярной рубрикой в журнале, и сейчас, когда я уже не имею никакого отношения к основанному в Вене "Anubis", она все еще продолжает существовать, показывая, что магическая жизнь Германии вполне может составить достойную конкуренцию (тем более, сейчас) всему тому, что происходит в Великобритании.

Таким образом, "Боннскую Группу" с успехом можно рассматривать как "побудительную причину" и центр современной магической жизни в Германии в восьмидесятые . Влияние Магического Пакта между Иллюминатами Танатероса ( Illuminates of Thanateros (IOT) и Магией Хаоса будет исследовано в следующем Письме из Германии, но перед тем, как закончить это, мне хотелось бы рассмотреть современную деятельность виккан и язычников в немецкоязычном мире.

Викка, по крайней мере, в своих формальных проявлениях (школах, традициях и т.д.), с самого начала представляла собой исключительно английское явление, и не удивительно, что не очень масштабная деятельность немецких собратьев подражает работе английских виккан. Связь с Великобританией была и все еще остается достаточно сильной, хотя до сих пор спорят о том, какую школу предпочитает большинство немецкоговорящих виккан - гарднерианскую или александрийскую. Я склонен считать, что эти различия, вызывавшие еще в Англии немало горячих споров в семидесятые и в начале восьмидесятых, не были такими существенными на континенте, и об этом "наследовании" едва стоит говорить вообще. А вот если на "наследство" претендовали немецкие язычники, то они обычно склонялись к ариософии или рунам и предпочитали не вступать в братство Традиции Викки в Германии удавалось избегать внутренних "разборок" и стычек, пока хорошо известная леди из Гамбурга, журналист Гизела Грэхен не опубликовала в 1986 бестселлер "Новые Ведьмы. Беседы с Ведьмами", в котором заявила (хотя и неверно), что только в Германии насчитывалось порядка 20,000 активных виккан, тогда как реально их было не больше 200 человек.

Едва ли она поняла, что та горстка людей, которых она интервьюировала, составляли половину от числа активных и явных немецких виккан. Тем не менее, то, что было опубликовано, посчитали за правду (парадоксально, главным образом в это поверили те, кто имеет отношение к писательскому и журналистскому труду, хотя именно они могли бы усомниться в том, что даже обывателю могло показаться странным), и другие немецкие издатели увидели выгоду в подобных публикациях, чувствуя как можно заработать при таком огромном спросе. Таким образом, за год или два книжные магазины буквально наводнились подобной литературой. И колдовство стало последним "писком моды" для большинства людей, которые ничего до этого не знали про оккультизм или барахтались у самого берега.

Не будучи еще викканином, я тоже подвергся "нападению" со стороны такого рода анонимной брошюрки о культе, напечатанной в 1987 году одним из самых известных издательств, специализирующихся на выпуске массовой литературы. Второсортный бестселлер, изданный для того, чтобы популяризировать то, что до этого было известно ограниченному кругу, предельно упростив викканские традиции, основательно сократив все, что касалось богини, для того, чтобы уравновесить мужчинам также досталась толика внимания (подразумевая "равные права"), давал несколько ссылок на журналы, где еще можно прочесть об этом, а также рекомендовал как установить контакты с ковенами: "Das Hexenbuch. Authentische Texte moderner Hexen zu Geschichte, Magie Und Mythos des alten Weges" (" Книга Ведьм. Подлинные Тексты Современных Ведьм об Истории, Магии и Мифах Древнего Пути "; не переиздавалось).

Все это к тому же происходило в пост-феминистскую эпоху, и выставки в музеях, посвященные ведьмам, традиционным лечебным травам и "Мудрым Женщинам " стали вырастать внезапно, как грибы, причем во всех трех немецкоязычных странах, особенно на курортах, как будто спонсором всего этого выступал Совет по Туризму ... И такой провикканский немецкий журнал, как "Mescalito" получил толпы новых подписчиков, привлеченных этим бумом. Сегодня интерес к этому братству снова уменьшился снова подобно убывающей луне, но вряд ли кто-то может точно сказать, сколько на самом деле было людей, серьезно занимавшихся всем этим и чувствовавших себя подлинными викканами. Как и в других странах, наиболее продвинутые немецкие сторонники язычества в первую очередь озабочены экологическими и этническими вопросами, предпочитая Политику "Зеленых", и большинство, конечно, - любители идей Джея и Руперта Шелдрака, столь популярного скорее за счет переоцененной "теории" морфических полей (от которой, кажется, он сам уже отказался). Но эти довольно простые доктрины, кажется, уже представляют собой пик интеллектуальности в рамках нынешней ситуации. Обычно оба учения, викканский культ и неоязычество, с их "религиозной" природой, не стремятся развивать свои собственные оригинальные магические теории и практики, и, таким образом, магия может не уделять им слишком большое внимание. Их вклад в современную магию был незначительным и его нельзя сравнить с влиянием неошаманизма, представленного в Америке несколькими группами, наиболее известными из которых руководят Дон Эдуардо Калдерон Паломино из Перу и Альберто Вилолдо и Майкл Харнер из США.

UBIQUE DAEMON :. UBIQUE DEUS :.


Источник www.oto.ru

Сайт создан в системе uCoz