ПОСТОЯННЫЕ АВТОНОМНЫЕ ЗОНЫ

Хаким Бей



Теория временных автономных зон (ВАЗ) занимается, по возможности, не утопиями, но явлениями возникающими или уже существующими. По всему миру люди: покидают Сеть Отчуждения или "исчезают" себя из нее. Пытаясь разыми способами восстановить человеческие контакты. Интересный пример этого - на уровне "городского фольклора" - повсеместное распространение групп и конференций "по интересам". Недавно мне попались на глаза фэнзины двух таких групп - "Crown Jewels of High Wire" (посвященный коллекционированию стеклянных изоляторов для ЛЭП) и журнал об, изучении реторт и перегонных кубов (под названием "Тыквы" ). Эти увлечения высвобождают огромное количество творческой энергии. Разнообразные периодические встречи товарищей по безумию превращаются в настоящие, неопосредованные праздники эксцентризма. Свои ВАЗ, свои кочевые стоянки и ночи освобождения от Консенсуса ищет не только "контркультура". В рамках каждого "класса", каждой субкультуры" появляются самоорганизующиеся автономные группы. Огромные куски Вавилонской империи сейчас практически опустели; там живут только масс-медийные призраки и несколько психованных полицейских.

Теория ВАЗ осознает, что это лроисходит, - мы говорим не о "следовало бы" и не о "будет", но о движении, существующем уже сейчас. Наша работа с разнообразными мысленными экспериментами, с утопической поэтикой, с параноидальным критицизмом и т.д. имеет целью прояснить это сложное и пока что почти не описанное движение, дать ему теоретическое обоснование и способ осознать себя и предложить тактики, вытекающие из согласования общих стратегий. Мы выполняем функцию повивальной бабки или панегириста, никак не "авангарда"!

И поэтому нам приходится осмыслить эмпирический факт: не все из существующих автономных зон "временные". Некоторые из их - по крайней мере, по замыслу - более или менее "постоянны". Какие-то из трещин в Вавилонском Монолите настолько пусты, что целые группы могут проникнуть в их и там поселиться. Чтобы осознать это явление и использовать его как можно полнее, были развиты некоторые теории, такие как теория "пермакультуры". "Деревни","коммуны", "сообщества", даже "ковчеги", "биосферы" и другие модели утопического города уже находятся в стадии эксперимента и реализации. Однако и здесь теория ВАЗ может предложить полезные мысленные модели и кое-что прояснить

Итак, каковы же поэтика ("способ делать") и политика ("способ сосуществовать") "постоянной" ВАЗ (то ешь "ПАЗ")? Какова на самом деле связь между временным и постоянным? И как ! ПАЗ может периодически обновлять и освежать себя, используя "фестивальный" аспект ВАЗ?

ВОПРОС ГЛАСНОСТИ

Недавние события в США и в Европе показали, что самоорганизованные автономные группы вызывают у Государства ужас. Движение МОVЕ в Филадельфии, последователи Кореша в Вако, фанаты "Gratefult Death", "Хранители Радуги", хакеры-компьютерщики, сквоттеры и другие - все они, с той или иной интенсивностью, стали мишенью для геноцида. И, тем тем не менее, другие автономные группы остаются незамеченными или, по крайней море, избегают преследований. В чем разница? Один из факторов, возможно - злокачественный эффект гласности/ннформационного освещения. СМИ, как вампиры, жаждут кровавой пасхальной мистерии "терроризма" - принятого в Вавилоне публичного ритуала с искуплением вины, назначением козлов отпущения и принесением человеческих жертв. Как только какая-либо автономная группа попадает под этот "взгляд", пиши пропало - СМИ непременно устроят мини-Армагеддон, дабы удовлетворить собственную наркотическую зависимость от смерти и зрелищ.

Но ПАЗ по определению есть прекрасная цель для подобной масс-медийной "умной бомбы". Все, что ждет автономную группу внутри её осажденного жилища это дешевая предсказанная заранее мученическая смерть. По-видимому, такая судьба привлекает только невротических мазохистов. Так или иначе, большая часть групп предпочтет прожить отведенный им естественный срок и пройти свой путь в тишине и покос. И здесь хорошая тактика: избегать любого освещения в СМИ- так, как если бы это была буквально чума. Для этого полезно некоторое количество естественной паранойи - лишь бы только она не превращалась из средства в цель. Чтобы тебе позволили быть храбрым, надо быть хитрым. Немного маскировки, способность к не- видимости, чувство такта, принятое как тактика... все это полезно не только для ВАЗ, но и для ПАЗ. Скромные предложения: используйте только "камерные" средства информации (самиздат, телефонные списки, ВВS, бесплатное радио и мини-FМ, каналы публичного доступа по кабельному телевидению н т.д. ) - избегайте конфронтации и мачистских, скандальных поз. Чтобы оправдать свое существование, вам не нужны пять секунд в новостях под заголовком "Полиция обыскивает логово секты". Полезный лозунг: "Жизнь, а не стиль жизни".

ДОСТУП

По-видимому, люди должны иметь право самим выбирать, с кем им жить. Коммуны "с открытым доступом" всякий раз переполняются нахлебниками и жалкими сексузльно озабоченными уродами. ПАЗ должны сами выбирать себе жителей, "элитаризм" тут не при чем. Возможно, следует устраивать временные открытые мероприятия - организовывать фестивали, раздавать бесплатную пищу и т.д. - но нет никакой нужды постоянно держать двери открытыми для всякого пробегающего мимо самопровозглашенного "симпатизанта".

РЕАЛЬНОЕ ВОЗНИКНОВЕНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ

Еще раз повторим, это происходит уже сейчас - но чтобы увидеть это в четком фокусе, нужно еще много работы. Субэкономики "черного рынка" , трасакций без уплаты налога, бартера и т. д. сейчас сильно ограничены и имеют лишь местное значение. ВВS и другие сетевые системы могли бы помочь связать эти рсгиональные/маргинальные "экономики" (в смысле "управления домашним хозяйством") в жизнеспособную альтернативную экономику заметой величины. Что-то похожее уже описал П.М. в проекте "боло-боло"... На самом деле, разработано уже несколько подобных систем, по крайней мере в теории.

Важнейший вопрос таков: как построить настоящую альтернативную экономику, то есть экономику полную и самодостаточную, не привлекая внимания налоговой службы и прочих цепных псов капитализма? Как мне обменять мой опыт, скажем, сантехника или самогоноварителя на книги, пищу, жилье и психоактивные растения, не платя налогов или даже вообще не пользуясь фальшивой монетой, выпущенной Государством?

Как вести комфортабельную, даже роскошную жизнь, не вступая ни в какие взаимоотношения или трасакции с Миром Товара? Если бы можно было взять всю энергию, потраченную левыми на демонстрации, и всю энергию, потраченную либертарианцами на бессмысленцые идиотские игры в "третью партию", и все это направить на построение реальной подпольной экономики, "революция" произошла бы давным-данно.

"МИР" ЗАКОНЧИЛСЯ В 1972 ГОДУ"

Опустошенное чучело Абсолютного Государства окончательно рассыпалось в 1989 году. Капитализм, последняя идеология - не более чем экзема на коже Позднейшего Неолита. Это машина желаний на холостом ходу. Я надеюсь дожить до его полного разжижения, как на картинах Дали. И когда гнойник прорвется, хотелось бы иметь место, куда деться. Разумеется, смерть Капитализма вовсе необязательно повлечет уничтожение всей человеческой культуры монструозными годзиллами; это всего лишь фильм ужасов, самим Капитализмом пропагандируемый. Все же естественно ожидать, что загипнотизировавший сам себя труп будет корчиться в спазмах, прежде чем наступит последнее окоченение,- и не слишком умно пережидать шторм в Лос-Анджелесе или в Нью-Йорке. (А шторм, возможно, уже начался.) [С. другой стороны, Нью-Йорк и Лос-Анджелес - не худшие возможныс места для создания Нового Мира; можно представить себе районы, целиком захваченные сквоттерами; уличные шайки, превратившиеся в Народную Милицию, и т.д.] Так вот, цыганско-бродяжнический образ жизни, возможно, хороший ответ на продолжающееся разложение Слишком Позднего Капитализма - но я лично предпочел бы старый добрый анархистский монастырь где-нибудь далеко - традиционное место, в котором "ученые" пережидают "Темные века". Чем в большей степени мы организуем это сейчас, тем проще нам будет потом Я не говорю о "выживании" - меня не интересует только "выживание". Я хочу процветать. Назад в Утопию.

ПРАЗДНЕСТВА

ПАЗ выполняет ключевую функцию узла в сети ВАЗ, места встречи для широкого круга друзей и союзников, которые не обязательно постоянно живут на "ферме" или в "лесах". В древности в деревнях устраивали ярмарки - община богатела, путешественники могли торговать, и для всех участников создавалось особое, праздничное пространство/время. В наши дни праздник становится важнейшей формой собственно ВАЗ, но также может приносить обновление и свежие силы для ПАЗ. Я помню, как читал где-то, что в Средние века в году было сто одиннадцать праздничных дней мы должны это принять в качестве "утопической программы-минимум" и стремиться к большему. (Примечание: Утопическая программа-минимум, предложенная Ш. Фурье, включала в себя больше еды и секса, чем мог позволить себе средний французский аристократ ХVIII века; Б. Фуллер для аналогичной концепции предложил термин "абсолютный минимум".]

ЖИВАЯ ЗЕМЛЯ

Я считаю, что есть много вполне эгоистических и рациональных причин предпочитать "органическое" (оно сексуальнее), "естественное" (оно лучше на вкус), "зеленое" (оно красивее), Дикое (оно болыпе волнует). Communitas в терминологии П. Гудмена, или convivality ("компанейскость"), в терминах И. Иллича - попросту приятнее, чем их противоположность. Живая земля не обязательно противоречит органичному городу - маленькому, но страстному человеческому клубку, отданному искусствам и слегка декадентским прелестями цивилизации, очищенной от принудительного одиночества и гигантомании. Но даже те из нас, кому больше нравятся города, видят непосредственный гедонистический смысл в борьбе за окружающую среду Мы - воинствующие биофилы . Глубинная экология, социальная экология. пермакультура, соответствующие технологии... мы не слишком разборчивы в лозунгах, Пусть расцветает тысячы цветов.

ТИПОЛОГИЯ ПАЗ

"Безумная религия" или бунтарское направление в искусстве могут стать чем-то вроде нелокальной ПЛЗ- как более интенсивная, чем обычно, поглощающая целиком группа по интересам. Другая модель ПАЗ без географических границ - тайное общество (вроде китайских тонгов). Но "идеальный вариант" - это то свободное пространство, которое прорастает в свободное время. Сутью ПЛЗ должно стать постоянное усиление, бесконечное растяжение во времени всех радостсй - и опасностей - присущих ВАЗ. Продолжением же и усилением самой ПАЗ станет... Утопия здесь и сейчас.

Dreemtime 1993


Хаким-Бей. Хаос и анархия. - Москва: Гилея, 2002

Сайт создан в системе uCoz