ТАМПЛИЕР КОНТРКУЛЬТУРЫ

Интервью с М. Вербицким
5 ноября 2002 г.
Новосибирск - Москва



Михаил Вербицкий - в прошлом научный сотрудник одного из московских НИИ - одна из самых нетривиальных фигур в современной российской культуре. Главный редактор скандального сетевого проекта "ЛЕНИН", создатель лэйбла "Ur-Realist Records" специализирующегося на издании наиболее сырых команд русского андеграунда. Талантливый неофициальный философ, от чьих работ кончают рафинированные девочки элитарных салонов; оккультный практик, за голову которого шотландскими масонами обещана награда в 10000 $ и политический деятель ультра-экстремистской ориентации, хранящий под кроватью бутылки из под зажигательной смеси - сегодня у нас в гостях.

"Luciferi vires accendit Aquarius acres".

ЮРА: Расскажите - с чего всё началось, как и когда родилась идея начать выпуск "ЛЕНИНа"?

МИША: Если по-простому, то дело было так. До "ЛЕНИНа" у нас был экстремальный проект "THE END OF THE WORLD NEWS", которого вышло 7 выпусков. Концепцию придумали я и Винни Иуда Лужин, а делали мы его вдвоём с Аполлинарией Туминой. Одновременно я вместе с Сашей Шерманом делал разные менее эзотерические вещи в "zhurnale.ru". Когда "zhurnal.ru" закончился, Саша решил выпускать журнал "CEBEP" со мной и Полиной для этих же самых не эзотерических вещей, но не выдержал нагрузки и "CEBEP" сдох. Одновременно стало ясно, что "EOWN" выпускать больше не стоит (у Полины началась шизофрения, к тому же "EOWN" оказался настолько хорош и успешен концептуально, что повторять бесконечно этот успех было бы профанацией). В результате у меня скопилось какое-то количество текстов, предназначенных для "СЕВЕРа", и я решил взять проект на себя. И я дня в 3 (с температурой 40 градусов) продумал концепцию, нарисовал дизайн и уговорил держателей прав на сетевой Мавзолей Ленина поместить "ЛЕНИН" по соседству.

Ю.: Какой была концепция Вашего журнала в момент его создания? Впоследствии она как-нибудь эволюционировала?

М.: Изначально это был еженедельник, посвящённый музыке и экстремальному сетевому трэшу. Сейчас "ЛЕНИН" выходит реже, но по сути изменилось мало.

Ю.: Ваш журнал уже давно занимает определённое место, нишу в независимой культуре, выражает определённую ПОЗИЦИЮ, каким Вам из неё видится сегодняшнее положение альтернативной культуры в России?

М.: Я не вижу никакой альтернативной культуры, вне Интернета по крайней мере. Имеется набор чудовищных симулякров ("Ленинград" всякий там, "Земфира", "Вопли Видоплясова" и прочий "Здобшиздуб" - "Наше Радио" в общем), которые называют себя альтернативой и считаются в широких массах альтернативой. Если это альтернатива, у такой альтернативы нет ни смысла, ни будущего. Место "ЛЕНИНа" тут достаточно уникально - мы пропагандируем коммунизм и евразийство, в духе "Русского Прорыва" середины 1990-ых. Вне Интернета это направление практически не представлено. В принципе, если у России есть будущее, то эта тенденция будет доминантой. Но тогда это уже не "альтернатива".

Ю.: Что может быть дальше? Какое из музыкальных, или так или иначе связанных с музыкой, изданий Вам кажется сейчас наиболее нужным и интересным: "Контркультура", "СвиSTOPляс", "Неформат", "На Посту", "Fuzz" или ещё кто-то?

М.: "Свистопляс", "Fuzz" и русское "NME" - это какой-то чудовищный бездарный и безвкусный отстой для совсем дебильных подростков. "На Посту" был местом, где за счёт отмывания денег какие-то вполне симпатичные люди могли какое-то время писать всё, что им хочется, но музыкальная часть там была откровенной стилизацией под совсем уж загробное убожество изданий 15-летних фанатов металлической музыки. "Контркультура" была в 1990-ом году весьма душеполезным журналом, но концептуальный багаж Гурьева за эти 10 с хвостом лет не изменился, а буржуазного жирка и дешевых понтов - не продохнуть. Поэтому в 5-ом номере ничего, кроме Жарикова, читать было нельзя (а Жариков откровенно издевался над проектом, снабдив Гурьева пачкой рецензий не первой свежести из "ozon.ru", где он работает рецензентом в отделе классической музыки). "Неформат" есть продукт очень узкой московской лево-либеральной тусовки, которая до истерики боится всего настоящего, от коммунизма до эзотерики и национализма. Это люди с ментальностью советского стукача-маразмата. Доходило до смешного - так, журнал "Утопия" (тоже орган Влада Тупикина, главного идеолога "Неформата") как-то опубликовал две полосы с призывами бойкотировать какие-то там лэйблы ("Хобгоблин" и ещё кого-то) за публикацию "фашистской музыки", под которой он имел в виду, кажется, "Банду Четырёх". Про этих гадов имеется специальная рубрика на сайте Непомнящего.

Ю.: "Ur-Realist Records" выпускает специфическую музыку, особенно это касается старых, архивных, записей, большинство из которых - сибирские андеграундные группы ("Промышленная Архитектура", Манагер, Чёрный Лукич, "Кооператив "Ништяк"", "Инструкция По Выживанию"…). Игорь Рагулин говорил, что Вы планируете также выпустить "БОМЖ", "Пищевые Отходы" и многих других. Это Ваша принципиальная ориентация? Чем определяется этот выбор: Вашей любовью к сибирскому року второй половины 80-ых гг., стремлением сберечь, сохранить то, что в противном случае, не будь "Ur-Realist`а", безвозвратно пропало бы уже лет через десять?

М.: В принципе, мы готовы издавать любую некоммерческую и хорошую музыку (коммерческую и без нас издадут). Никакой чрезмерной фиксации на сибирском роке, особенно второй половины 1980-ых, нет. В русской музыке был, действительно, некий момент эпифании, но он относится к 1995-му году, когда в Тюмени Джексоном были записаны альбомы Манагера, Лукича и "Чернозёма". Другое дело, что Сибирь объективно лучше (живее, интереснее) всего остального. Вне Сибири какие-то хорошие вещи встречаются, но гораздо реже. Насчёт стремления сберечь - это абсолютно верно. В принципе, один из первостепенных мотивов нашей деятельности - архивный. Именно поэтому, кстати, мы практически не выпускаем кассет.

Ю.: На отечественную контркультуру телемизм оказал влияние, видимо, всё-таки минимальное. В Сибири людей, так сказать интересующихся, и тем и другим сразу раз-два и обчёлся. Зимой 2001 г. в Новосибирск приезжал француз Филипп Писсие, оставил несколько номеров "Tanker" и своих книг. Человек пять их прочли - вот и всё влияние. Электронная почта редакции "ЛЕНИНа" находится на thelema.dnttm.ru, чем для Вас является телемизм? Как Вы относитесь к деятельности Андрея Чернова? Расскажите об учении Зос Киа у нас о нём известно только из Вашей статьи "Хаос и культура подполья" в "Элементах" № 9. Как Вы с ним столкнулись?

М.: Я довольно много занимался Телемой в начале 1990-ых. "Книгу Закона", основной манифест ("Liber OZ"), "Книгу Тота" и особенно "Книгу Лжи" регулярно перечитываю и сейчас. В России это конечно не так актуально - Дугин заметил как-то, что любой русский бомж лучше ориентируется в магии Хаоса, чем самый рафинированный европейский маг. "Телемизм" в России выглядит некрасиво - какие-то скособоченные малорослые дядьки, с сексуальными отклонениями, тупо долдонящие об одном и том же. Дела с ними иметь не хочется. Это к вопросу об Андрее Чернове. О Зос Киа я писал немного подробнее в 18-ом "ЛЕНИНе". С Телемой я столкнулся, когда стал изучать индустриальную культуру (творчество "Throbbing Gristle", "Current 93" и других) и обнаружил, что метафизически оно всё основывается на Телеме. Параллельно я много читал У.С. Барроуза и Р.А. Уилсона, которые тоже пропагандировали Телему. Все это было в самом начале 1990-ых.

Ю.: Какими Вы видите читателей "ЛЕНИНа"? О чём они пишут в редакцию?

М.: "ЛЕНИН" читает какое-то несусветное количество человек - 2000-2500 в день. В основном, кажется, это всякие московские журналисты и работники пиара. Пишут в основном спам. Вообще, я каждый день получаю по 20-30 писем с предложением разбогатеть и увеличить пенис. Такие дела.

ПОДГОТОВИЛ ЮРИЙ НОЯБРЬ.

Сайт создан в системе uCoz