Frater U:.D:.
Комментарии переводчика (Сойт) - в треугольных скобках
В процессе исследования магии, в поисках новых, более эффективных техник и приемов меня внезапно осенила догадка о том, что структуралистский подход к истории магии может оказаться весьма эффективным. Если учитывать, что маги всегда старались зафиксировать плоды своих ученых изысканий (а делали они это посредством языка своей эпохи), то их модели магии соотносились с моделями мира, типичными для того времени.
Однако этот подход сопряжен с определенным риском: модели сами по себе ничего не объясняют, они представляют собой лишь иллюстрации к происходящим процессам, без сомнения - полезные, но лишь иллюстрации. Более того, излишнее пристрастие к систематизации чего бы то ни было не только не проясняет предмета, но еще более запутывает ситуацию, если карта (система) принимается за ландшафт (заблуждение, свойственное многим каббалистам).
Таким образом, ниже перечисленные пять (или, вернее, четыре и одна) моделей магии стоит рассматривать скорее в качестве средства понимания практических возможностей магической работы, а не обособленные теории и/или объяснения тому, как вообще происходят магические взаимодействия.
Имея в виду практическую направленность нашего исследования, целесообразно было бы выделить пять магических категорий:
1. THE SPIRIT MODEL - ДУХОВНАЯ МОДЕЛЬ
2. THE ENERGY MODEL - ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
3. THE PSYCHOLOGICAL MODEL - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
4. THE INFORMATION MODEL - ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ
5. THE META-MODEL - МЕТАМОДЕЛЬ
ДУХОВНАЯ МОДЕЛЬ
Эту модель принято считать наиболее древней из перечисленных моделей, хотя она всегда могла прекрасно сочетаться с энергетической моделью ( а, возможно, энергетическая модель возникла и ранее духовной). Данную модель магии можно и по сей день обнаружить, исследуя как шаманские культуры, сохранившиеся на планете, так и большинство т.н. "мировых религий". Основным постулатом такой модели магии является существование Иного мира, населенного более или менее однотипными "самостоятельными" существами: ангелами, демонами, духами, богами и т.д. Шаман (или маг, волшебник) - это тот, кто может проникнуть в этот мир по своей воле, кто знаком с ним, совершал по нему путешествия, знает его язык (и), традиции и правила, тот, кто в своих скитаниях обрел в этом мире друзей, встретил и победил врагов.
Эти верования очень важны, так как магия и состоит в данной традиции в оперировании данными понятиями, вернее, в общении с теми, кого мы подразумеваем, говоря о "духах" или "ангелах". И вот тому довольно занятный пример: слово, обозначающее ведьму в современном немецком языке ("Hexe"-f.)происходит от Древнего Верхнегерманского "hagazussa", которое переводится, как "оседлавшая ограду". Забор, ограда в данном случае - это граница между мирами. Та, что "оседлала ограду" одной ногой находится с мире реальном, физическом, а другой - в магическом мире видений, духов. Она всюду дома. Духи и иные существа, невидимые глазу (во всяком случае, глазу "простого смертного" ) оказывают на мир физический непосредственное воздействие, задача же шамана (или мага) - тоже суметь претворить свою волю (существующее в мире невидимом) в мир видимый, направив ее соответствующим образом. Это может быть совершено с помощью молитвы, взаимовыгодного обмена, принесения жертвы, камлания, а также лести и ухищрений или даже ( распространенная практика Средневековых магов-демонологов) использования третьей магической силы и последующего запугивания, давления а то и принуждения вызванной сущности к исполнению воли мага.
Иной мир достаточно конкретен, существует его собственная география, но при этом он естественно сосуществует с миром физическим. Секрет умения проникнуть в Иной мир заключается в способности достигать ИСС (Измененного Состояния Сознания), входить в контролируемый транс, ощущать экстаз - словом, обладать всеми необходимыми талантами шамана.
Данная модель была самой распространенной до сего момента, особенно в т.н. Традиционной Магии ( иногда называемой Церемониальной магией). Такие признанные авторитеты как Франц Вардон и Алистер Кроули (в определенной степени) придерживались именно этой модели магии.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
На Западе подъем интереса к этой модели магии начался с появлением Месмеризма ( в конце 18-го века). Антон Месмер, который не был оккультистом в привычном смысле этого слова, тем не менее почитался современниками как "чудотворец". Он заново обратил внимание на примеры древних целительских техник, науку гипноза и магнетизм. Месмер выдвинул собственную теорию "животного магнетизма", который он понимал как тонкую силу, присущую в первую очередь живым организмам, но при этом он начал широко использовать металлические магниты в целительских практиках.
Хотя Французская Революция положила конец (хотя и временный) движению последователей Месмера, идеи его не были забыты. Они были приняты среди многих ученых, преимущественно оккультистов, и способствовали рождению и становлению их собственных магических теорий. Одним из первых, кто поступил подобным образом был Балвер Литтон (Bulwer Lytton), член Общества Розенкрейцеров Англии ( Societas Rosicruciana in Anglia (SRIA), который утверждал наличие тонкой энергии, которую он назвал Врил (Vril), возможно создав производное от "virilitas", что на латыни обозначает "силу, мощь". В связи с этой теорией можно провести целую серию интереснейших параллелей с представлениями Элифаса Леви об Астральном Свете, М-м Блаватской, принявшей йогическую концепцию о существовании праны. Именно в это время антропологи и этнологи столкнулись с наличием в системе верований полинезийских народов понятия Мана, а востоковеды стали проявлять интерес к китайскому принципу Ки ( или Цы). Последние два открытия - прекрасное доказательство того такта, что тонкие энергии использовались в магии задолго до 18-го века. На самом-то деле следы такого использования можно обнаружить и в ранних шаманских культурах. Шаманизм как магическая система находится на стыке энергетической модели магии и модели духовной, то есть шаман может взывать к духам, заклиная их послать ему Силу или же наоборот, с помощью Силы личной устанавливать с ними контакт, прося о помощи.
Однако если рассматривать этот вид магии в чистой форме, то шаману ли, магу ли - не будет необходимости прибегать к помощи духов и иных сущностей. Мир изначально считается "одушевленным" и "оживленным" тонкими силами или энергиями, а задача мага заключается в умении воспринимать эти энергии и манипулировать ими. Поскольку все явления природы по сути своей имеют энергетическую базу, существование Иного мира не является безусловной необходимостью. Ввиду этого маг, скорее, танцующий в вихре энергий, нежели оседлавший ограду (между мирами). Однако и здесь ключевым шаманским (магическим) искусством остается умение входить в транс, или в терминах Магии Хаоса -- gnosis. (Гнозис).
Теоретическая и не только информация, раскрывающая сущность мира с точки зрения энергетической модели, может быть обнаружена в работах многих авторов. Однако истинную популярность свою модель получила именно в 70-е годы, когда движение хиппи и повсеместный интерес к восточным учениям сделали работу с чакрами распространенной практикой, а термины подобные " кундалини " - принятыми в большинстве магических систем. Элементы энергетической модели магии могут быть обнаружены в предложенной Францем Бардоном системе "электромагнитных флюидов", "конденсаторов" и т.д.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
Теория подсознательного, предложенная Зигмундом Фрейдом, оказала колоссальное воздействие как на западную философию вообще, так и на психологию в частности ( хотя Фрейд не был тем, кто основал эту науку, вопреки распространенному заблуждению). Нежданно-негаданно оказалось, что человек более не может считаться существом, целиком и полностью контролирующим собственное поведение. И в то время как психология пока лишь приобретает свойственные официально признанной науке атрибуты, она, вне всякого сомнения, уже оставила глубочайший отпечаток в практической терапии и - магии.
Психологическая модель магии вообще не объясняет того, как именно действует магия. Она лишь раскрывает, каким образом можно воздействовать на подсознательное ( или же в соответствии с предложенным позже Карлом Юнгом термином - бессознательное), обратиться к нему, чтобы то или иное действие свершилось. И снова путем осуществления будет транс, гипноз, суггестопедия и использование символов в качестве инструмента ассоциации и способа связи между сознанием мага и его бессознательным, которое и ответственно за проявление тех или иных качеств, реализацию личных желаний мага в физической реальности.
Нельзя также не упомянуть о роли, которую сыграл в признании Психологической модели магии, Алистер Кроули. Он в течение некоторого времени пытался найти компромисс между Духовной магией и Психологической. В результате он все же остался на позициях традиционалиста <если вообще его можно так назвать - Сойт>, но его исследования значительно способствовали широкому принятию психологического компонента магии как факта. Благодаря его усилиям в этой области даже самые скептично настроенные оппоненты смогли найти "приемлемые" объяснения магическим явлениям.
Более радикальный подход предложил Остин Осман Спейр, чья "магия сигил" основана на основных положения Психологической модели. В отличие от Фрейда, его методом была активная концентрация образа желания в виде графического изображения(graphical sigil) и последующее забывание. Таким образом маг создавал по собственной воле новый "комплекс", который с течением времени начинал оказывать действие аналогичное действиям комплексов, приобретенных естественным путем ( как подсознательные травмы порождают невротическое поведение).
Маг, который работает в рамках психологической модели является одновременно специалистом в области программирования и интерпретации символов, возникающих ( в том числе и по его воле) в сознании. Он также способен работать с совершенно различными состояниями сознания. Маг таким образом не испытывает необходимости "привязать" магические явления к магическому ли миру, или даже к миру тонких энергий. При этом он не отрицает возможности их существования и во время работы фактически руководствуется предположением о наличии этих миров и о том, что их закономерности могут быть использованы в работе с собственным подсознанием.
Такие авторы как Израэль Регарди, Дион Форчун, Уильям Батлер, Францис Кинг, Уильям Грей и в какой-то степени Пит Кэрролл, считаются приверженцами именно Психологической модели, которая с 70-х годов ХХ-го века и по сей день пользуется наибольшим доверием среди магов, публикующих исследования на английском языке.
ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ
Данная модель была разработана в 1987 году и в настоящий момент еще продолжаются оживленные споры о предполагаемом направлении ее развития. Основные идеи в данное время можно сформулировать следующим образом:
a) Сама по себе энергия изначально нейтральна, "глупа"; для того, чтобы совершить действие, энергия нуждается в информации. Этой информацией могут быть законы природы или прямые указания.(direct commands)
b) Информация не наделена массой энергии, посему она распространяется со скоростью, превышающей скорость света и не ограничена законами пространственно-временного континуума Эйнштейна. Следовательно, информация может перемещаться в любое время в любом направлении. Иногда при объяснении этого явления проводят аналогию с законами квантовой физики ( противопоставленной т.н. физике Ньютона). В то же время информация может обладать носителем: той же энергией, живым организмом или неким предметом - всем, что способно выступить в роли хранилища информации.
Непосредственно процесс передачи информации пытались объяснить с точки зрения двух теорий: теории морфических (точнее, морфогенетических) полей, полей, обладающих определенными характеристиками, в том числе и информационной, и теории информационных матриц. Первая из этих теорий в последнее время уступает свои позиции, хотя сам факт возможности (!) создания подобных полей с помощью магии признан. Следовательно, основные исследования проходят в области теории матриц, за которой, по-видимому будущее.
Несмотря на тот факт, что информационная модель пока находится в стадии своего становления, уже можно говорить о появлении в рамках ее особой дисциплины "Кибермагии" (по аналогии с кибернетикой - наукой, изучающей способы контролирования систем). Основное отличие кибермагии от магических традиций в иных моделях - это отсутствие опоры на состояние транса для достижения той или иной цели. Кибермаг лишь активирует резервные возможности мозга и ЦНС (собственные или того, на кого нужно произвести влияние). "В эфир" выдается некая команда (информационная составляющая), которая и моделирует дальнейшее развитие событий. Фактически мы имеем дело с передачей команды из одной системы в другую и ее последующей реализации. В отличие от сходных действий на уровне энергий, в процессе которых мы неизбежно бы столкнулись с утратой части энергии в процессе взаимодействия (которое было бы передачей энергии). В случае с информацией она не исчезает из одной системы, перемещаясь в другую. Она будто бы копируется, сохраняясь в обеих системах. Это свойство действий в данной модели может оказаться чрезвычайно важным, так как магу для его/ее действий нет необходимости быть на пике своих сил, будь то силы физические или душевные. Маг может создавать команды и отсылать их в нужном направлении покуда в его теле просто сохраняется жизнь, способность ясно мыслить и умение корректно формулировать сами команды.
Однако очевидно, что такая магия требует совершенного контроля прежде всего над собственной системой (в том числе и организмом), что достигается интенсивными йогическими практиками, тренировками в раскрытии Кундалини и, безусловно, медитацией. <Сойт: иными словами, транс становится не нужен, когда достигнута определенная степень ясности сознания в произвольный момент времени. Однако как упражнение - созерцание, например, он, видимо, сохраняется.>
Вообще создание команд (которое, конечно же, не может быть здесь описано полностью) - целое искусство, находящееся в непосредственной связи с лингвистикой, педагогикой, гипнологией и смежными дисциплинами. <Коль скоро кибермагия - это магическое программирование, то технологии НЛП имеют к ней самое прямое отношение.> Практические исследования проводились группой Magical Pact of the Illuminates of Thanateros (IOT), и результаты (особенно в сфере работы с языком и магического целительства) их были весьма обнадеживающими.
Хотя кибермагия может быть названа новейшей моделью магии, тем не менее есть основания полагать, что она-то и представляет собой ту самую изначальную и древнейшую форму магии. Косвенно подтверждение этой гипотезы можно обнаружить в рассказах о том, как древние гуру передавали знания своим ученикам перед смертью с помощью длительной совместной медитации.
Все вышесказанное - доказательство того, что магия как единое целое, тем не менее, всегда могла быть рассмотрена с точки зрения множественных и одновременно существующих моделей. В процессе развития магической мысли лишь происходило поочередное выделение той или иной модели, более тщательное ее изучение, что, естественно, вызывало на некоторое время всплеск интереса именно к данной модели.
МЕТАМОДЕЛЬ
Метамодель как таковая моделью не является, она, скорее, руководство по применению других моделей. Главной совет магу можно сформулировать так: "Всегда используйте ту модель, которая наиболее соответствует вашим целям".
Может показаться тривиальным, но, как ни странно, далеко не все маги придерживаются этого мнения. Одно из основных положений Магии Хаоса ("Ничто не истинно. Все дозволено.") можно назвать положением, из которого вышеуказанный принцип и следует. Мы снова руководствуемся правилами прагматического утилитаризма. Для иллюстрации того, как могут работать разные модели магии рассмотрим пример магического целительства:
В шаманской (духовной) модели акт целительства представляет собой экзорцизм. Болезнь - это "зло", "дурные" (или по крайней мере, нежелательные) сущности в организме больного, которые и изгоняются шаманом или колдуном. Если речь, скажем, о сердечной недостаточности, то шаман увидит болезнь в виде зеленой ящерицы, свернувшейся у пациента вокруг сердца. Шаман призовет на помощь Духов-Помощников, Животное Силы, другие сущности и выгонит причину заболевания. Пациент будет освобожден от причины заболевания (как бы она ни выглядела) и пойдет на поправку.
В энергетической модели болезнь - это результат энергетического дисбаланса. За счет нормализации магом соотношения тех или иных энергий в организме больного, последний обретает возможность снова получать и накапливать то, что иногда называют энергией здоровья или жизненной силой. Сам процесс может представлять собой наложение рук, работу с энергетическими центрами (чакрами), использование камней и кристаллов и т.д. Баланс восстановлен, пациент здоров.
В психологической модели любая болезнь априори носит психосоматический характер. Таким образом маг выбирает между проведением особого ритуала, выстроенного специально под данного пациента с учетом его/ее особенностей ("Вызов Сатурну" - установка на то, что пациент избежал грозившей ему/ей опасности) или же изготовление особого изображения, талисмана, "заряженного" особой установкой на излечение. В отдельных случаях изготовление талисмана происходит при непосредственном участии самого пациента, вплоть до передачи процесса целиком в его ведение.
В информационном модели кибермаг передаст созданную в собственной системе информационную " целительную матрицу" ( или создаст морфополе с целительным воздействием) и настроит организм пациента на самостоятельное и автоматическое получение им информации о здоровье из данных источников. Изначально предполагается, что пациент располагает необходимым количеством энергии, чтобы при наличии информации организм его восстановился сам. Если же маг полагает, что энергии недостаточно, то он начинает работать с энергетической моделью и обеспечивает пациента требуемой энергией, восстанавливая баланс и давая ему силы для выздоровления.
Решая следовать метамодели, маг сразу определяет для себя, в какой системе он будет проводить то или иное действие. Смешение также техник возможно <но его тоже следует предусмотреть заранее, т.е. до начала магического действия.> Решение принимается в зависимости от собственных прогнозов эффективности и, безусловно личных предпочтений. Так, я (автор) лучше работаю с пациентами с помощью шаманской (духовной) или энергетической моделей, лечить же самого себя я предпочитаю с помощью модели информационной или психологической. С другой стороны, при работе с кибермагией до наступления положительного эффекта может пройти несколько дней, и если боль пациента слишком сильна, правильнее будет воспользоваться наложением рук.
Очень важным является также фактор времени. В то время как ритуалы традиционной магии в рамках духовной модели могут длиться от половины дня до нескольких недель и даже месяцев, действия с использованием энергетической модели едва ли займут у вас более нескольких часов.
Хотя, казалось бы, метамодель выглядит убедительно, на практике многие испытывают сложности при работе с ней, часто вследствие ее внутренней относительности (релятивизма). Наибольшие трудности испытывают в таких случаях начинающие маги. Вот как может, например, выглядеть типичный диалог на эту тему:
- Так как, духи существуют?
- В шаманской модели, да.
- А в энергетической?
- Там есть формы тонких энергий.
- А как с психологической моделью?
- Здесь мы имеем дело с проекциями бессознательного.
- Но что происходит в информационной модели?
- Там есть информационные кластеры.
- Все так, но духи-то существуют или нет?!
- В шаманской модели - да.
Это логическое несоответствие, конечно, может иной раз послужить причиной растерянности. В этом примере спрашивающий будто бы предполагает, что маг пытается избежать прямого ответа на вопрос, в то время как сам он находится в плену убеждения о возможности "стопроцентно истинного ответа" (каковое, как вы понимаете, мягко говоря идет в разрез с магическим видением мира). Однако любой полный надежд маг-киберпанк сейчас не сможет избежать того чтобы рано или поздно прийти все к тому же самому выводу: что свобода и догма - вещи взаимоисключающие.
UBIQUE DAEMON :. UBIQUE DEUS :. (ГДЕ ДЕМОН, ТАМ И БОГ)