ОПРЕДЕЛЯЯ ХАОС

Jaq D. Hawkins aka Mark Chao




Введение

Хаос, согласно "Оксфордскому английскому словарю" является:

1). "Пустотой, зияющей пропастью, разрывом, или бездной";

2). "Бесформенной пустотой первичной материи, «великой глубиной» или «бездной», из которой выделился космос и весь порядок Вселенной".

Существует также ещё несколько дополнительных определений, но они неуместны в данном разговоре: когда Хаос используется в магии, нельзя говорить ни о каких смешениях и беспорядке.

Хаос - созидающий принцип, стоящий за всей магией. Если отвлечься от "традиции" и прочих элементов, то во время проведения магического ритуала магическая энергия создаётся и преображается в действие, которое становится причиной происхождения чего-либо. Стефан Мэйс в своей книге "Волшебство и виртуальная механика" ссылается на научные предпосылки этого созидающего принципа. Я процитирую:

"Для простоты объяснения ограничим наш пример лишь двумя электронами, точечными носителями отрицательного заряда. Скажем, что они являются частицами солнечного ветра, - бета-частицами, если быть точными, - разлетающимися от солнца на тысячи миль за секунду. И вот эти два отдельно взятых электрона сближаются настолько, что их заряды взаимодействуют, и вследствие этого они отталкиваются друг от друга. Каким образом они осуществляют это взаимодействие в момент максимально возможного сближения?

Согласно квантовой электродинамике, они делают это, обмениваясь «виртуальным» фотоном. Один электрон порождает его, а другой поглощает, в результате чего они и отвергают друг друга. Фотон называется «виртуальным», так как он не может быть увиден сторонним наблюдателем, будучи целиком и полностью поглощён взаимодействием. Но он достаточно реален, и эмиссия и абсорбция виртуальных фотонов - это механизм, на котором основано электромагнитное взаимодействие.

Вопрос, согласующийся с нашей целью, это вопрос о том, откуда появляется фотон. Он не выходит из одного электрона и не попадает затем в другой, как если бы это была пуля, выпущенная из пистолета в цель. Электроны постоянно находятся в неизменном состоянии, за исключением момента их взаимодействия. Скорее, фотон рождается из ничего напряжением самого момента взаимодействия. Согласно данной теории, когда два электрона подходят друг к другу достаточно близко, их волновые составляющие вступают во взаимодействие, либо ослабляя, либо усиливая друг друга1. Волновые составляющие тесно связаны с такой характеристикой, как электрический заряд, и потому мы можем предположить, что и заряды электронов должны изменяться во время их взаимодействия. Но такого не происходит: заряд электрона всегда остаётся равным 1,602 x 10-19 кулон. Вместо этого виртуальные фотоны появляются из вакуума и изменяют, а если так можно выразиться, то и «подправляют», систему. Напряжение порождается ими, и их созданием оно разрешается"2.

Остин Спэ пришёл к пониманию данного принципа применительно к магическим феноменам задолго до того, как учёные открыли фотоны и начали эксперименты в области Науки Хаоса.


Остин Осман Спэ - немного истории

Остин Спэ родился в полночь, 31-го декабря 1886 года в Сноу Хилле, пригороде Лондона. Его отец служил в Лондонской полиции, и довольно часто ему приходилось бывать на ночном дежурстве. Спэ проявил талант к рисованию очень рано, в 1901-1904 гг. он покинул школу, чтобы поступить учеником в мастерскую по росписи стекла, но своё дальнейшее обучение продолжил в Колледже Искусств в Ламбете. В 1904 году он выиграл школьный конкурс и поступил в Королевский Колледж Искусств, и в том же году впервые выставил свою картину в Королевской Академии.

В 1905 была опубликована его первая книга, "Земной ад", которая практически полностью являлась альбомом художественных работ, но включала также и комментарии, показывающие его склонность к глубокому духовному проникновению в суть вещей. Джон Сингер Сарджент3 объявил Спэ гением, когда тому было всего 17 лет. В неопределённый период юности Спэ был посвящён в ведьмовской культ волшебницей миссис Паттерсон, которую он впоследствии называл своей "второй матерью". В 1908 году Спэ организовал выставку в Галерее Брутон. В 1910 некоторое время был членом общества Golden Dawn, но, разочаровавшись, примкнул к Argentium Astrum Алистера Кроули. Однако, его пребывание в последнем продлилось недолго, так как Кроули вскоре признал Спэ чёрным магом. Годом ранее, в 1909 Спэ начал работать над "Книгой удовольствия".

В 1912 его известность в художественном мире росла очень быстро, а в 1913 он опубликовал "Книгу удовольствий", которая была признана наиболее важной его магической работой, она содержит детальные инструкции к изобретённой им системе сигилизации4 и к "позам смерти"5, которыми он широко известен. В 1914-1918 гг. он служил официальным "художником войны" и был послан в Египет, который оказал на него огромное влияние. В 1914 опубликована книга "Фокус жизни", ещё одна книга рисунков с уникальными магическими комментариями автора. На 1921-1924 гг. приходится зенит славы Остина Спэ как художника, но в 1924 он выпустил в свет книгу "Анафема Зос"6, в которой активно отмежёвывался от своих фальшивых и продажных "друзей" из мира искусства, благодетелей и меценатов. Он вернулся в Южный Лондон, к неопределённости и забвению, чтобы найти свободу развития своей философии, своего искусства и магии.

В 1947 Спэ встретил Кеннета Гранта и вновь был вовлечён в круги известных оккультистов того времени. В 1948-1956 гг. он начал работу над окончательным вариантом гримуара Культа Зос Киа (Zos Kia Cultus)7, на который ссылается во многих прочих своих работах. Он был незавершён и позже собран Кеннетом Грантом, унаследовавшим все бумаги и записи Спэ. Большая часть этой информации была включена в книгу Кеннета Гранта "Картины и предсказания Остина Османа Спэ", но существует также и несколько неопубликованных работ, которые Грант планирует опубликовать после завершения своей "Тифонианской серии".

Ссылки на эти работы в основном находятся в предисловии к "Собранию работ Остина Османа Спэ" Кристофера Брэя и в "Крайностях Спэ", книге, изданной Temple Ov Psychic Youth и являющейся собранием статей о Спэ из различных источников.


Магия Остина Османа Спэ

Искусство и магия у Спэ тесно взаимосвязаны. По общему мнению, его картины содержат послания его магической философии. Одно из изображений миссис Паттерсон, по словам очевидцев, двигается, и глаза нарисованной женщины открываются и закрываются. Наиболее широко Спэ известен своей системой использования сигил. Как художник, он обладал очень хорошим пространственным воображением.

Система в общих чертах состоит в том, что вы сначала записываете желание, лучше всего вашим собственным магическим алфавитом, затем вычёркиваете все повторяющиеся буквы, а после разгадываете смысл, заключённый в оставшихся8. После этого сигила должна быть заряжена. Существует несколько различных способов, которыми можно это сделать, но главным во всех них является достижение уровня "чистоты", "отсутствия содержания", "воды"; что возможно через доведение себя до изнеможения, через выплеск сексуальной энергии и некоторыми иными методами. Это порождает "вакуум" или "пустоту", - весьма подходящую к определениям, рассмотренным нами во вступлении к этой дискуссии, - которая заполняется энергией мага. Заряженная сигила должна быть "забыта", чтобы бессознательная часть разума могла работать с ней без рассеяния и потерь энергии, заложенной в неё посвящённой частью. Спэ считал, что магия приходит именно из бессознательной части разума мага, иначе говоря, из его собственного подсознания, а не от неких внешних "духов" или "богов".

В предисловии к своему "Собранию работ Остина Османа Спэ" Кристофер Брэй так отзывается о методах Спэ:

"Своими картинами и книгами Спэ приводит нас в определённое изменённое состояние, показывая примерами ту позицию, которую нам необходимо принять, чтобы приблизиться к «углу отправления сознания» и открыть дверь в бесконечность; ту высоту осознания, которой должны мы достичь, чтобы добиться успеха".

"Следует остерегаться убеждения, что Спэ прошёл через Боль для того, чтобы, насколько это возможно, уменьшить вероятность достижения успехов в его магии другими, так как его целью было только нахождение ряда фундаментальных основ магии хаоса".

"Хаос есть универсальный потенциал созидающей силы, которая постоянно вовлечена в процесс проникновения сквозь щели и трещины личных и общественных реальностей. Он является движущей силой Эволюции и Деградации".

"Шаманизм присущ каждому из нас и может быть пробуждён, если мы научимся контролировать наше восприятие и станем готовы понять и принять неожиданное и необъяснимое. Достижение Гнозиса, или «угла отправления сознания и времени» - это искусство и умение, а не нечто, данное нам от природы".

Существуют иные методы использования концепции, которую излагает нам Спэ. Маги со времён Спэ писали в оккультных журналах о своих методах и достижениях в его магии довольно часто, особенно в Великобритании. Естественно, Спэ - не первый в истории, кто практиковал данную разновидность магии, но он - тот, кто создал её применительно к Хаосу.


Хаос со времён Остина Османа Спэ

Остин Спэ умер 15 Мая 1956 года, но его магия не умерла вместе с ним. До сих пор, особенно в Северной Англии и в Германии, существуют отдельные группы магов, практикующих его интерпретацию Хаоса. В поздних 1970-х Рэй Шервин, редактор и издатель журнала "Новое Равноденствие" (The New Equinox), разочаровавшись положением дел в магическом сообществе Британии, решил основать общество Illuminatos Of Thanateros, вместе с постоянным сотрудником журнала Питом Кэрроллом. Они поместили рекламу в "Новом Равноденствии", и вскоре сформировалась небольшая группа. Одной из целей нового общества было создание Порядка, в котором бы положение людей выражалось более в уровне их достижений, нежели в степени власти, и иерархия, кроме по причине организационной необходимости, не существовала бы.

Но примерно в 1986 году один из основателей общества, Рэй Шервин, решил покинуть его, почувствовав, что Порядок превратился лишь во властную структуру; а Пит Кэрролл стал лидером общества The Pact. Но Illuminatos Of Thanateros продолжило процветать и развиваться, и сегодня оно определяется как единственная интернациональная организация Хаоса. Общество распространилось даже в Америку, и имеет свои представительства в штатах Калифорния, Атланта и Джорджия.

Конечно, есть также и небольшие группы практикующих Хаос, равно как и маги, практикующие в одиночку... После смерти Спэ Хаос начал жить собственной жизнью. Он будет продолжать расти, так как это заложено в его природе. И также естественно, что со временем научный мир начнёт открывать физические принципы, стоящие за магией, хотя учёные, которые совершают эти открытия, до сих пор не понимают, чем именно они занимаются. Интересно, однако, что у них хватило мудрости назвать это Наукой Хаоса...


Наука Хаоса

Современная Наука Хаоса родилась в 1960-х, когда небольшая группа учёных, обладающих широким кругозором и готовых к смелым экспериментам, обнаружили, что простые математические уравнения, будучи введёнными в компьютер, могут формировать модели, каждая частица которых будет нерегулярной и "хаотичной", подобно водопаду. Они могли применить это к изменениям погоды, к курсам валют, и вообще к любым естественным процессам. Некоторые уравнения давали картины, похожие на рисунки на листьях растений, и разнообразие этих форм и возможностей, ими открываемых, были поразительны. Были основаны исследовательские центры и институты, занимающиеся "нелинейными" или "сложными системами". Природные феномены, например, красное пятно на Юпитере, теперь могли быть объяснены. Многие обычные термины, которые слышало подавляющее количество людей, - странность, фракталы и т. д.9, - относятся к изучению турбулентностей, возникающих в природе. Здесь нет нужды глубоко вдаваться в них, а тем, кто особенно ими заинтересовался, я могу порекомендовать прочитать "Хаос: создавая новую науку" Джеймса Глейка и "Зеркало турбулентности" Джона Бриггса и Ф. Дэвида Пита10.

Мы сосредоточимся на том, как всё это соотносится с магией. Многие маги, особенно маги Хаоса, начали использовать термины "фрактал" и "странность", в своих повседневных беседах. Большинство из них понимают, как соотносятся магия и данная область науки. Чтобы это упростить, можно сказать, что успешно проведённый магический акт порождает явно беспричинный результат. При изучении турбулентности, учёные обнаружили, что явно беспричинные события в природе - это не просто норма и закономерность, но норма, описываемая простыми математическими уравнениями. Нерегулярность - это материал, из которого соткана жизнь. Например, при изучении ритмов сердцебиения или слабых электромагнитных волн, испускаемых мозгом, видно, что нерегулярность - неотъемлемая часть нормально работающих здоровых органов, тогда как устойчивые, регулярные признаки - верный симптом приближающегося сердечного приступа или эпилептического припадка. Если мы вновь вернёмся к "виртуальным" фотонам, то заметим, что должным образом исполненное магическое проявление создаёт "волну" (видимую при помощи эффекта Кирлиана11) вокруг мага, порождающую турбулентность в эфирном пространстве. Эта турбулентность ведёт к некому результату, желательно к такому, какого маг ставил своей целью добиться, приступая к ритуалу. Как только энергия высвобождена, контроль над феноменом более не находится в руках мага, точно также, как уравнение, однажды введённое в компьютер, задаёт ему некий путь вычислений, уже не контролируемый исследователем.

Учёные, работающие в этой области, возможно, усмехнутся, прочитав наше объяснение, ведь они вовсе не считают, что вовлечены в исследование физических процессов, лежащих в основе магии. Но при этом многие современные научные дисциплины, например, химия, когда-то были магией. Понимание данного утверждения требует, помимо некоторой начитанности, изменения самого способа мышления. С детства всех нас учат мыслить линейными понятиями, но природа и Хаос нелинейны, а потому требуют нелинейного мышления для их понимания. Это звучит просто, и напоминает мне занятия по логике, которые я посещала в колледже. Мы занимались простыми аристотелевскими силлогизмами. Всё, что мы должны были сделать, это перевести фразы из нашей повседневной речи в форму уравнений. Это весьма простая процедура, однако, требующая нелинейного мыслительного процесса. За неделю этих занятий размеры нашей группы сократились от 48 до 9 студентов. И первыми, к слову, вылетели программисты. Те же из нас, кто выдержали этот раздел, продолжили занятия и заработали отличные оценки, но гораздо более важно то, что мы достигли постоянного изменения нашего мыслительного процесса. Наши жизни были изменены одним простым сдвигом сознания, позволившим нам открыть для себя новую перспективу. Наука хаоса всё ещё находится в процессе познания, и маги прилагают её принципы к своим работам с тех самых времён, когда они начали заниматься магией. С момента, когда принципы этой науки заняли свои места в мыслительном процессе, маг начинает замечать фрактальные признаки во всём, начиная от дыма сигарет и заканчивая успехом или провалом его собственных магических опытов, что ведёт его к пониманию глубинных причин своих побед и поражений.


Определяя Магию Хаоса

Хаос сам по себе не является системой или определённой философией. Это в большей степени некий принцип, который применяется каждым к своей магии и философии. Это базис любой магии, её изначальная созидающая сила. Маг Хаоса изучает множество магических дисциплин, обычно столько, сколько он / она способен открыть для себя, но сквозь системы и догмы он / она видит физику, стоящую за магической силой, и использует любые методы, для него / неё, подходящие. Хаос не предстаёт перед нами в виде гримуара или набора неких этических норм, и по этой причине он был назван Путём Левой Руки теми, кто избрал непонимание того, что стоит за их собственными путями. Нет никаких особых заклинаний, которые можно бы было определить как "Заклинания Магии Хаоса". Маг Хаоса использует те же заклинания, что используют последователи иных направлений, либо те, что он / она сам создал. Любой и все методы и любая информация возможны, и единственное требование к ним - это их действенность. Конечно, роль, которую играет бессознательная часть разума, является затруднением, но достижение состояния "чистоты" по Остину Осману Спэ - решением его и путём к завершению. Любой, кто принимал участие в успешном магическом ритуале, достиг некого нового уровня, ведущего к его развитию.

Понимание научных принципов, стоящих за магией, не обязательно требует диплома в области физики (хотя это не слишком мешает, когда линейный образ мышления, вбиваемый на протяжении всей учёбы студентам, преодолевается), так как магические опыты приносят с собой всё необходимое понимание. Эта статья предназначена для всё увеличивающегося числа людей, задающих вопрос: "Что такое Магия Хаоса?". Конечно же, она весьма упрощённая и не претендует быть исчерпывающим объяснением всех элементов, которые в ней упоминаются. Многие принципы магии должны быть открыты самостоятельно, и моё единственное намерение - это попытаться здесь определить и собрать воедино различные элементы, ассоциированные с Магией Хаоса, в единое понятное целое. Для тех же, кто желает узнать больше об этом предмете, я приготовила список литературы, приведённый в конце моего рассказа, однако, здесь я должна особенно подчеркнуть, что всегда существует больше источников, чем один человек может знать, а потому не ограничивайте себя этим списком. Хаос не имеет границ...


Для дальнейшего чтения:

"Книга удовольствия" Остина Османа Спэ,
"Анафема Зос" Остина Османа Спэ,
"Книга сатиров" Остина Османа Спэ,
"Картины и предсказания Остина Османа Спэ" Кеннета Гранта,
"Ранние работы Остина Османа Спэ",
"Крайности Спэ",
"Остановки во времени" (последние три книги доступны через Temple Ov Psychic Youth).

В большинстве книжных магазинов также можно найти:

"Хаос: создание новой науки" Джеймса Глейка,
"Зеркало турбулентности" Джона Бриггса и Ф. Дэвида Пита,
"Liber Null & Psychonaut" Питера Дж. Кэрролла,
"Практическая Магия Сигил" Фратера У. Д.,
"Конденсированный хаос" Фила Хайна.

Для расширения общего представления, выраженного в этом эссе: "Постигая Магию Хаоса" Джек Д. Хокинс.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Остин Осман Спэ - Отец Хаоса неосознанно
(Изменённая выдержка из "Постигая Магию Хаоса")

Современная Магия Хаоса часто связывается с магическими методами Остина Османа Спэ, хотя сам Остин Спэ умер за двадцать лет до её появления. Его методы послужили вдохновением первым магам Хаоса в 1970-х, несмотря на то, что многие существенные элементы, необходимые для окончательного формирования новой дисциплины, не были известны Спэ.

Магия и волшебство теснейшим образом переплетены в жизни Остина Османа Спэ. Он происходил из довольно бедной семьи, однако, когда в совсем ещё юном возрасте Остин обнаружил необычные способности к рисованию, родители нашли средства, чтобы отдать его в художественную школу. Её он покинул, как только ему исполнилось 13, чтобы сначала поступить учеником в мастерскую по росписи стекла, а затем продолжить своё обучение, посещая вечерние занятия в Колледже в Ламбете (Южный Лондон). Выиграв школьный конкурс и поступив в Королевский Колледж Искусств, Спэ начал серьёзную художественную карьеру.

Он необычайно быстро завоёвывал популярность в мире искусств - его первая картина появилась на выставке в Королевской Академии в 1904 году, когда ему исполнилось 17 лет. Затем, годом позже, была опубликована его первая книга "Ад на Земле", которая, конечно, в основном являлась альбомом его ранних работ, но уже содержала и комментарии, показывавшие глубокое проникновение его мыслей в человеческие души.

Картины Спэ, часто изображающие фигуры людей в гротескных позах и человекоподобных существ, порождённых его сознанием, удивительно прочувствованы и экспрессивны, так же, как и его письменные труды о магии и искусстве. Спэ постоянно говорит нам, что мы должны найти в себе силы думать сами за себя. Это утверждение кажется простым, но на деле оно оказывается довольно сложной концепцией для принятия её большинством людей, принадлежащих к современному конформистскому обществу. За три десятилетия с тех пор, как дело Спэ стало хорошо известно современным магам, число людей, пытавшихся и пытающихся подражать его методам, неуклонно росло, но при этом терялось его главное послание, состоящее в том, что каждый, кто хочет заниматься магией, должен разрабатывать собственные методы, иначе он / она так и останется ничем, кроме как имитатором.

Слово "хаос" впервые появляется у Спэ в его первой книге - "Ад на Земле". Картина, открывающая её, называется "Судьба, человечество и Хаос Творения". "Хаос" здесь может быть интерпретирован в равной степени и как творение, и как беспорядок. Читатели работ Спэ должны сами решить, что более подходит к картинам, равно как и к идеям, которые Спэ пытается ими выразить.

Также в "Аде на Земле" Спэ впервые обращается к Киа (Kia), являющимся его личным символом космического "Я", которое использует Зос (Zos) - его идентификацию самого себя как тела, разума и души по отношению к магии, как к полю его деятельности. Ещё одна картина в "Аде на Земле" названа просто "Хаос". Она служит иллюстрацией к некоторым цитатам из "Ада" Данте, из "Книги Откровения" и к некоторым высказываниям самого Спэ: "Нетленная юность человека восстаёт, отводит в сторону занавесь Веры (знак ограниченности человеческого знания), и открывает Ад реальности".

Над самой же картиной, изображающей человека, отводящего в сторону занавесь, чтобы увидеть множество корчащихся и извивающихся человеческих тел, призыв: "О, идите со мной, с Киа и Зос, дабы стать свидетелями этого безумия".

Если читатель откроет книгу на этих двух страницах, ему предстанет взгляд художника на человеческую судьбу и её драму - такой, каким может обладать лишь философ, способный взглянуть на неё со стороны. Спэ обращается к ней также и в "Создании Хаоса отражений". Картины и комментарии Спэ о молодости и слепоте ничего не скрывают от зрителя, оставляя ему множество возможностей для отражения их в своём сознании и создания собственных интерпретаций.

В то время, когда эта книга была впервые опубликована, молодой Спэ жил вместе с писателем Реверендом Робертом Хью Бенсоном. Одна из самых необычных историй, которая может быть рассказана о магических опытах Спэ, произошла, когда Спэ и Бенсон прогуливались вместе. Стоял замечательный солнечный летний день, и Бенсон в шутку предложил Спэ вызвать дождь. Тот, всегда готовый выполнить просьбу, изобразил сигилу на клочке бумаги и сконцентрировал на ней свою волю. Через несколько минут над их головами образовалась туча, и дождь промочил их обоих до нитки.

Существует ещё несколько историй о способностях Спэ достигать мгновенных результатов в этом типе магии, и большая часть их может быть найдена в книге Кеннета Гранта "Картины и предсказания Остина Османа Спэ" (Frederick Muller, Ltd., London, 1975), который знал Спэ в поздние годы его жизни.

В 1908 году Спэ организовал выставку в галерее Брутон, и в это же время он стал очень популярен в т. н. "фешенебельном обществе" Лондона, среди дэнди и коллекционеров произведений искусства тех лет. Около 1910 он примкнул к оккультному обществу Алистера Кроули Argentium Astrum, весьма близкого по своей природе к Golden Dawn.

Их совместная деятельность была не слишком долгой. Спэ начал работу над своей наиболее известной книгой - "Книгой удовольствий", в которой изложил свои собственные идеи относительно практики магии, отличные от взглядов Кроули. Впервые она была опубликована в 1913, и сегодня её проще всего найти в репринтных изданиях и частных коллекциях работ Спэ. Она признана его самой важной магической работой, и включает детальные инструкции к его системе сигилизациии и к широко известным "позам смерти".

Некоторые из рисунков в этой книге более детальны, нежели его ранее опубликованные работы. Описания и комментарии также уходят вглубь философии Спэ. Ему было что сказать о человеческом лицемерии, о показной напыщенности религий, и даже о некоторых магических обществах, о значении истинной личной свободы и силы. Также Спэ описывает свои личные принципы "отрицания отрицания" и "свободной веры". Эти концепции - одни из важнейших ключей к магии, и они должны быть прочитаны в их оригинальной формулировке, чтобы быть должным образом поняты.

В 1916, во время Первой Мировой Войны Спэ вступил в армию и стал официальным художником войны. Он был послан в Египет , который оказал на него сильное влияние: странные боги и сложная религия Древнего Египта просто не могли потерпеть неудачу в обращении к впечатлительной и восприимчивой натуре художника и мистика.

В 1921 Спэ опубликовал "Фокус жизни", где слово "хаос" появляется вновь в связи с "нормальностью хаоса" и естественным порядком вещей вне и внутри сознания. "Чем более я хаотичен, тем более я совершенен". В этой книге Спэ обращается к себе главным образом как к Зос, здесь он становится уверенным философом и свободно говорит с читателями, если они готовы его слушать. Он рассуждает о существовании, о сексе, об экстазе, о чувствах и восприятии. Он развивает многие идеи "Книги Удовольствия", касающиеся любви к самому себе, веры и "нормальности хаоса".

С 1921 по 1924 он находится на вершине своего художественного успеха, но в 1924 понимает, что внешние успехи его карьеры вступают в противоречие с философом, живущим внутри него. Это приводит Спэ к поворотной точке: он разочаровывается в своём продажном окружении, в меценатах и благодетелях, приведших его к славе, и пишет книгу "Анафема Зос", в которой вырывает себя из среды этих людей, гордо бросая им в лица их лицемерие. Он возвращается в Южный Лондон и в неизвестность, чтобы обрести свободу для развития своей философии, искусства и магии.

Во время Второй Мировой Войны Спэ сильно пострадал от ранения, когда в его дом в Лондоне попала бомба, - оно привело к параличу правой стороны его тела. Естественно, это повергло его в глубокую депрессию, и некоторое время он даже считал, что больше никогда не сможет вернуться к рисованию. Как бы то ни было, через шесть месяцев он восстановил подвижность своей правой руки и начал учиться рисовать заново. Это происшествие детально описано в книге "Картины и предсказания Остина Османа Спэ", которая в скором времени должна быть переиздана в репринтном виде Fulgar Press (London).

Всё это время Спэ жил в маленьком подвальном помещении, испытывая нужду в деньгах и известности. Он существовал на то, что рисовал портреты знакомых людей, с которыми встречался в местном пабе, и продавал их за бесценок. Когда ему предложили за них больше денег, он отказался их принять. Он продолжал писать и нигде не публиковался.

В 1947 Спэ встретил Кеннета Гранта, который вовлёк его в оккультные круги того времени. С 1948 по 1956 он начал работу над окончательным гримуаром Культа Зос Киа, духовного порядка, на который он ссылается в различных своих трудах. В мае 1956 Спэ умер, так и не закончив свой гримуар - позже он был собран и частично восстановлен по его бумагам Кеннетом Грантом, унаследовавшим все труды Спэ, и опубликован в виде книги под названием "Зос говорит" (Fulgar Press).

После смерти Спэ его опубликованные работы не исчезли бесследно, но стали экземплярами коллекций нескольких магов Великобритании. Этот материал стал появляться на свет вновь, отрывочно публикуясь в малотиражных оккультных журналах в начале 1970-х. Годами книги Спэ переиздавались различными людьми, беззастенчиво нарушавшими авторские права, срок которых истечёт лишь в 2004 году, спустя 50 лет после смерти автора. Работы Спэ сейчас доступны через интернет тем, кого больше заботит содержание, чем коллекционирование. Большинство их может быть найдено в моей собственной Библиотеке Хаоса на моём сайте http://www.kiamagic.com/jaq/

Fulgar Press, сотрудничая с Кеннетом Грантом, выпустила несколько лучших изданий книг Спэ. Совсем же недавно Mandrake Press, которое также выпустило несколько работ Спэ, издало книгу, очерняющую характер и поведение Спэ, главным образом обвиняя его в копировании некоторых своих экслибрисов со средневековых манускриптов. По иронии название этой книги, "Похищение огня с небес", кажется, было взято из классической одноимённой книги Стефана Мэйса, которая впервые была опубликована в 1984 и стала настолько популярной, что New Falcon Publishing решили переиздать её заново в 2003. Многие из тех, кто изучает магию, признают некоторую правоту Mandrake. Слова о том, что Спэ был немного бездельником, не станут сюрпризом для тех, кто изучал его жизнь, но сообразность стиля его жизни его магическим успехам скрыта в том, что его чувство индивидуальности никогда не было связываемо никакими договорами или условиями. Что бы не было правдой или неправдой о Спэ, в любом случае, его магия работала.

Имя Остина Османа Спэ стало широко известно и уважаемо среди современных серьёзных магов, и существует некоторое сомнение в том, что рынок по производству репринтных изданий его работ просуществует ещё долго. Главное послание, проходящее красной нитью через все его работы, часто игнорируется из-за потребности людей искать себе наставников и учителей в области магии. Остин Спэ развивал свои собственные магические приёмы, и призывал своих читателей делать так же. Он постоянно напоминает нам, что мы - индивидуальности, свободные души, и что имитация, даже его самого, всегда будет лишь бледной тенью нашего личного магического потенциала.

Спэ мог воспринимать концепцию Хаоса иначе, чем сегодня понимают её маги Хаоса, но это был его индивидуальный подход, породивший на сегодняшний день множество различных позиций и отношений к этой области магии, и освободивший магов от рамок традиционных порядков и методов, которые уже давно устарели применительно к современному обществу, где идеи науки и магии могут работать вместе, не превращаясь в противостояние предрассудка и наблюдаемого феномена.

Можно лишь догадываться, что бы подумал сам Спэ о "странностях" или "эффекте бабочки"12, но сейчас это уже не имеет значения. Спэ побуждал нас мыслить независимо. Дело каждого - формировать собственное мнение и разрабатывать методы, которые будут действенны в его руках. Но всё же следует иной раз поднять бокал за Остина Спэ, который, сам того не зная, стал отцом многих идей, относимых нами сегодня к Магии Хаоса.


Перевод: Anait, 2003 г.

Сайт создан в системе uCoz